интервью с В.К. Радостовцем, опубликованное в октябре 1978 года под рубрикой «Званый гость» в республиканской газете «Ленинская смена» №200
КАК СТАТЬ ПРОФЕССОРОМ…
- Владимир Константинович, когда по-Вашему, самая пора предпринимать первые шаги в науку?
-Судя по тому, какие эрудированные приходят порой к нам абитуриенты, эти шаги можно делать уже в школе. Иногда думаешь: если бы я в 17 лет знал столько, сколько они… Завидую им.
Большие возможности для научной работы открываются для студентов в вузе. Студенческое научное общество (СНО) дает очень много тем, у кого тяга к исследованиям. Как и серьезная работа над курсовыми, над дипломом. Наши студенты занимаются научной работой и на практике в подшефных хозяйствах, где мы внедряем свои новые разработки. Главное, чтобы студент с первого курса приучил себя к самостоятельной, серьезной работе. Иначе ему трудно будет стать хорошим специалистом, а тем более ученым.
Я вообще считаю, что к научной работе человек должен быть подготовлен всей своей жизнью. В вузе происходит активное накопление знаний, освоение теорий. Затем будущий ученый должен проверить их на деле, накопить практический опыт, практические знания. Считаю, что человек, решивший стать ученым, после института обязательно должен пойти работать на производство (по крайне мере, в нашей специализации это требование непреложно), досконально изучить на практике то, что он собирается развивать и преобразовывать теоретически. Не одобряю тех молодых людей, что пройдя по цепочке школа - вуз – аспирантура, потом остаются работать при институте, так и не вкусив производственной практики. Что может написать практически ценного такой ученый? Не первый год наблюдаю за аспирантами и вижу – быстрее и плодотворнее работают те, кто пришел с производства.
Сам Владимир Константинович, работал в ЦСУ республики, увлекся внедрением на промышленных предприятиях новых форм и методов учета. Богатый практический материал, накопленный тогда, лег потом в основу всей его научной работы. Это была, считает профессор Радостовец, закладка фундамента. Тогда он работал и заочно учился во Всесоюзном экономическом институте. Вуз закончил экстерном – за три года, получил диплом с отличием. Экстерном закончил аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию, всего через семь лет – докторскую. Он очень торопился: планы на будущее поставил себе большие. В 29 лет поступил в институт, а в 45 стал доктором экономических наук. Сегодня профессора Радостовца знают по всей стране, у него 150 научных работ. Он автор 65 книг и пособий по экономике, в том числе нескольких вузовских учебников, по которым учатся сегодня тысячи студентов.
- Владимир Константинович, что Вы считаете самым важным в своей работе?
- Самое значительное для меня - выпуск хорошей книги. Сейчас выходит четвертое издание учебника, который я считаю своим основным трудом – «Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве». Ею я горжусь.
Будущую книгу я обычно «отрабатываю» во время своих лекций в институте. По лицам студентов видишь, что им ясно, а что нет. Потом тщательно дорабатываю лекцию – будущую главу новой книги. Почти по всем курсам, которые я читал студентам, у меня изданы учебники.
Молодым ученым хотелось бы посоветовать: не бойтесь писать «на корзину». Я знаю ученых, которые не решаются начать работать над книгой, боясь, что она не будет издана. Если - хорошая она всегда найдет и читателя, и издателя. Главное, напиши так, чтобы тебя поняли.
- Владимир Константинович, какие люди, по-Вашему, могут стать учеными? Нужны какие-то особые качества?
- Человек науки должен быть предельно собранным, целеустремленным. Я знаю немало умных людей, которые никогда не станут учеными, ибо их пугает в научной работе проза – упорный, кропотливый труд. Когда каждый день, где бы ты ни был, что бы ни делал – в тебе живет забота, дело, которое постоянно ждет тебя. Наука любит тружеников, и я сам уважаю трудолюбивых, кем бы они ни были по профессии. В ученых это качество особенно ценно.
- Вы ведете большую научную работу, успеваете сделать за день очень много. Как Вы организовываете свой труд?
- У меня всегда начато несколько работ. Пишу книгу, а рядом обязательно лежит начатая статья, чьи-то авторефераты и диссертация на рецензию. Если вдруг для основной работы нет под рукой какой- то цифры или факта - дело не стоит, быстро переключаюсь на другое. Смена работы – хороший отдых. Главное - не терять ни минуты.
- Владимир Константинович, Вы, кроме научной работы, руководства кафедрой бухгалтерского учета, еще возглавляете самый большой в институте факультет. Не мешает ли деканская работа научной?
- Наоборот. Нельзя сидеть постоянно в своем кабинете, закапываться только в науку – нельзя!
Человек должен быть постоянно в коллективе. Если я днем побываю в деканате, на защите дипломов или диссертаций, на ученом совете, встречусь со студентами – домой прихожу воодушевленный. После этого сажусь и с удовольствием пишу в одиночестве. Никогда не брал ни дня дополнительного отпуска для подготовки диссертации. Если заниматься постоянно, то 4-5 часов в сутки вполне хватит для научной работы. И молодым, начинающим ученым хотел бы посоветовать, ни в коем случае не занимайтесь в кабинете! Оттуда ничего нового не увидите, там можно только анализировать, обобщать.
- Вы уже около двадцати лет преподаете в вузе. Какие требования по-Вашему, должен выдерживать сегодня преподаватель?
- Прежде всего, он должен все знать, во всяком случае, стремиться к этому. Студенты такой народ, что спросят о чем угодно. Важно на лекции уметь правильно сориентироваться. А для этого нужно знать основы смежных специальностей, и уж, конечно, свою - досконально.
Большие требования сегодня предъявляются к качеству наших занятий. Во мне с годами преподавательской работы все больше росло недовольство своими лекциями. Когда только начинал работать, позволял себе ходить на лекции без записей. И тогда даже гордился этим. А последние годы не прихожу на занятия без подробного конспекта. Не обязательно, конечно, все читать, только просматриваю – но зато все идет строго последовательно. Всего не запомнишь, а ответственность перед аудиторией – огромная. Студент от профессора многого ждет. И я сейчас все реже считаю, что дал хорошую лекцию.
- Видите ли Вы в своих студентах будущих ученых?
- В каждом потоке среди студентов немало способных людей, которые могут быть учеными. Многие успешно работают в студенческом научном обществе. С интересом сейчас наблюдаю за судьбой одной из своих студенток, которую заметил еще в СНО, где она делала первые шаги в науку. Сейчас Татьяна Николаевна Малькова – одна из ведущих доцентов нашего института, в тридцать два года заканчивает работу над докторской диссертацией. Целеустремленно идет человек, много работает.
К сожалению, большинство способных студентов после института мы теряем из виду – разъезжаются по направлениям – и все. А надо бы держать постоянную связь с ними, прикреплять их к нашим кафедрам. И делать это уже при вручении диплома, учитывая рекомендации преподавателей, по специальному решению государственной комиссии. Тогда бы у нас постоянно были свежие творческие силы. А способной молодежи к нам каждый год приходит немало.
Еще хочется сказать молодым: не бойтесь трудностей, кажущейся недосягаемости поставленных задач. У меня было однажды такое: вскоре после поступления в аспирантуру мне прислали список философских работ… на 30 листах. Я тогда решил, что человеку столько сразу прочесть невозможно. Было сильное желание все бросить. А потом успел освоить не только программу, но еще и диссертацию подготовить.
Ставьте перед собой значительные цели, беритесь за то, что меньше всего изучено, что требует глубоких исследований. Только такая работа может принести удовлетворение ученому.
И еще об одной опасности хотелось бы предостеречь молодежь: бойтесь успокоиться на достигнутом. Знаю ученых, даже молодых, которые после защиты диссертации больше не хотят работать. По-моему, самое страшное – когда человек, получив звание, уже не видит дальше перспективы.
Есть, конечно, трудности, которые не зависят от студентов, а заложены в системе преподавания. Мы сейчас, например, стараемся готовить специалиста широкого профиля. Они, конечно, нужны, но гораздо больше сейчас нужно «узких» специалистов. Особенно для науки. Здесь необходимо отлично знать что-то одно. Хотелось бы, чтобы люди, которые идут в науку, специализировались бы на каком-то узком, конкретном ее участке. И, по-моему, чем он уже, тем существенней то, что может дать ученый. Пусть немногое, но ценное, нужное.
И еще одна проблема, которую пора решать вузу. Многие ученые страдают от того, что не умеют писать, просто и понятно излагать свои мысли. К сожалению, мы не учим этому студентов. А это очень важно. Ты можешь все прекрасно знать, но должен еще и изложить свои знания так, чтобы они стали достоянием других. Думаю, вузы, особенно технические, должны уже что-то делать в этом плане.
- Владимир Константинович, современный студент – каким Вы его представляете?
- Конечно, прежде всего, это тот, кто хорошо учится. Но таких у нас много. И не каждый студент, который прекрасно учится, становится потом прекрасным специалистом. Бывает немало случаев, когда получается наоборот. Почему? По-моему, мы в вузах сейчас все еще больше учим студента брать, копить знания и меньше обращаем внимания на его умение применять эти знания на производстве. Нередко на предприятии выпускник вуза начинает все заново: вуз требовал одно, а конкретный завод – совсем другое. И молодой специалист «переучивается». А мне кажется, вуз и предприятие должны быть связаны как можно теснее. Чтобы для студента это связь начиналась задолго до окончания института. Мы сейчас, например, посылаем студента проходить практику на предприятии одной отрасли, а на работу потом направляем в другую.
По-моему, назрела необходимость долгосрочного конкретного планирования распределения молодых специалистов. Чтобы студент уже с третьего курса знал, в какой отрасли народного хозяйства будет работать, вплоть до того, на каком предприятии. Тогда, побывав там несколько раз на практике, он уже не приходил бы после института на производство неопытным новичком. И на заводе ответственнее бы относились к студенту во время его практики - ведь для себя готовят будущего специалиста.
Но многое, конечно, зависит и от самого студента. Хотелось бы, чтобы студенты не боялись вступать в конфликт с установившимися порядками, не боялись отстаивать те знания, что им дали в вузе. Вообще, по-моему, современный студент должен быть активным, неравнодушным человеком. Не зря при поступлении в вуз учитывается, участвовал ли абитуриент в общественной работе. Это не просто формальность, а наши требования к сегодняшнему студенту, как к будущему руководителю производства. И хорошие специалисты, как правило, получаются потом из тех наших студентов, что активно участвовали в общественной жизни института, в комсомольской работе.
- Известная пословица начинается словами: «Корень учения горек…». Согласны Вы с этим?
- По-моему, наоборот. Если его правильно извлекать и использовать, это самый сладкий корень! Наверное, эта пословица пришла из древности, когда учиться было действительно несладко. А у наших студентов сегодня есть все – прекрасные учебные корпуса, библиотеки, спортзалы, общежития, стипендии. Учебные предметы, конечно сейчас сложнее, и иногда трудно осилить большую нагрузку. Но иметь возможность каждый день узнавать что-то новое, интересное, по-моему, радостно. И ни один студент не скажет, что ему было горько учиться. Я бы, например, хотел, чтобы повторились мои студенческие годы…
Беседу вела Г.Рыбакова
Сайт посвящяется известному казахстанскому ученому, доктору экономических наук, профессору,
заслуженному деятелю науки и техники, почетному члену Палаты аудиторов Владимиру Константиновичу Радостовцу